В большом спорте проблема допинга всем давно ясна. Но в киберспорте, совсем юном явлении, проблема допинга не стоит так очевидно. Использование читов совсем иное, нежели применение реального допинга, сказывающегося не на технической части, а на самих игроках. В связи с тем, что проверки про-игроков не входят в обиход крупных соревнований, хочется узнать, а существует ли допинг в киберспорте?
В каком виде допинг в киберспорте вообще существует?
Стоит сразу сказать, что никакие стероиды киберспортсменам не помогут. Поэтому единственный препараты, которые хоть как-то могут помочь, относятся к классу психотропных веществ. Такие препараты могут реально увеличить выработку игроков во время матча. Можно сказать, что все те препараты, которые влияют на скорость реакции, могут быть отнесены к допингу.
Различного рода стимуляторы не были запрещены в киберспорте долгое время. Но за допингом в индустрии стала следить ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство). В список запрещённых организацией препаратов попали стероиды и анаболики, различного рода гормоны, модуляторы метаболизма, а также вещества, имеющие наркотический эффект (марихуана, каннабис, гашиш, спайс, кокаин, героин, метамфетамин и другие наркотические вещества).
Но проблема допинга в киберспорте кроется в том, что его практически ничем не контролируют. Если спортсменам запрещено использовать читы, и это реально контролируется, то допинг мониторят, но в выборочном порядке.
Например, летом 2015 года мировой турнирный оператор ESL начал делать выборочные проверки киберспортсменов на приём запрещённых препаратов. Процедура несколько схожа с традиционными видами спорта, но проходит в несколько облегченной форме.
После полуфинального разгрома команды Astralis на IEM Katowice капитан NaVi Кирилл «BoombI4» Михайлов попал под антидопинговые процедуры. Предположительно у игрока взяли тест слюны на наличие запрещенных препаратов. Но как мы можем увидеть в дальнейшем развитии событий, никакого допинга у капитана “Рожденных побеждать” не оказалось.
Реальные случаи применения допинга в киберспорте
Почему ESL приняли экстренные меры по борьбе с допингом в киберспорте? Все началось с 30-летнего канадца Кори «Semphis» Фризена. К слову, скандал разгорелся как раз-таки в Катовице, на турнире ESL Katowice 2015. Semphis тогда выступал за команду Cloud9, обидно вылетевшую на групповой стадии. В интервью после вылета команды с турнира игрок произнес очень интересные слова. “Абсолютно все тут принимают Аддералл, всем наплевать. Нам говорили, что у нас проблемы с общением в команде – ну так вот ответ на все ваши вопросы”, – сказал канадский киберспортсмен.
Через месяц игрок покинул команду, но продолжил выступать на про-сцене. К слову, сейчас он числится в составе команды Peeker’s Advantage. Получается, что к игроку и команде не предъявили никаких санкций. Но есть данные, что этот вопрос вообще никто не изучал. Теперь давайте разберемся с Аддераллом. Это медицинский препарат, который оказывает стимулирующий эффект на центральную нервную систему.
В состав Аддералла входит запрещенный во многих странах наркотик (амфетамин). Препарат используют для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также нарколепсии. Однако некоторые киберспортсмены используют его в качестве допинга, поскольку среди эффектов препарата – повышение реакции.
К счастью, действительно подтвержденные случаи на этом заканчиваются. Однако есть множество слухов на тему допинга в киберспорте. Но пока организаторы не столь пристально следят за игроками, все так и останется на уровне слухов и доводов.
Слухи и домыслы на счет допинга в киберспорте
Самый громкий звоночек прогремел после The International 2019. На самом престижном турнире по Dota 2 второй год подряд победила команда OG. Но проблема кроется в деталях. Команду заподозрили в употреблении запрещенных препаратов. Весь сезон OG выступали откровенно слабо. Но на The International команда подошла максимально заряженной, если не в буквальном смысле этого слова. Поэтому в сообществе разразился крупный спор. Одни посчитали, что игроки OG нечисты, а другие – что спортсмены действовали в рамках правил. И действительно, прецедентов с применением Аддералла (а именно в употреблении данного препарата обвиняются игроки) еще не было. Вернее, реальные случаи были, но наказания не последовало.
Неоднозначные комментарии последовали и от игрока команды Dallas Fuel Тимо «Taimou» Кеттунена. Он поведал, что порядка двадцати игроков Лиги Overwatch используют все тот же психостимулятор аддералл. “Только представь, что ты используешь Аддералл, а потом его запрещают в лиге. Есть около 20 игроков в лиге, которые, вероятно, принимают его, и тут вдруг его использование на соревновательной сцене станет нелегальным. Они так много потеряют”, – высказался Taimou.
В применении того же препарата обвиняли бывшего игрока Team Liquid Брайана «Kephrii» Сент-Пьерра. В 2015 в сети появились скриншоты переписки, в которой игрок признавался, что злоупотреблял психостимулятором во время чемпионатов по Halo – он помогал Брайану сконцентрироваться на игре.
Какие последствия могут быть для игроков?
Единственное ограничение для игроков может заключаться в запрете в участии на турнирах. Но также никто не отрицает досрочное снятие с соревнований, если факт нарушения антидопинговых правил будет установлен. Однако проблема заключается в том, что такие игроки могут спокойно участвовать на турнирах от других организаторов.
Прямо сейчас киберспорт разделен на сферы влияния нескольких операторов, будь это ESL или FACEIT. И если первые прикроют одного игрока, то вторые могут спокойно пустить его в свой дом. Очень показательный пример случился совсем недавно в Counter Strike: Global Offensive. Всем известно, что читеры банятся как Valve, так и организаторами. Но если блокировка от Valve длится вечно, то организаторы по-разному подходят к этому вопросу.
Связанные материалы: На FLASHPOINT смогут играть читеры.
Недавно образованная Лига FLASHPOINT от FACEIT даст возможность играть на своих ивентах игрокам, которых ловили на использовании читов. В это же время BLAST и Valve (в данном случае мы говорим про Мейджоры) категорически отказываются давать таким игрокам второй шанс. Точно такая же ситуация может повториться и в случае употребления допинга киберспортсменами. Так что меры по борьбе с ним явно переоценены в современных реалиях киберспортивной сцены.
Можно с уверенностью сказать, что каждый игрок потребляет кофеин. Данный алкалоид давно находится под наблюдением со стороны Всемирного антидопингового агентства. Кроме того, киберспортсмены злоупотребляют никотином в том или ином проявлении, который также входит в список мониторинга ВАДА. Но пока что трудно связать данные вещества с результативностью игроков.
Но если допинг в киберспорте проявит себя в той или иной мере, случится грандиозный скандал. Если и есть реальные случаи, то они носят массовый характер. Ибо невозможно скрытно пользоваться таким преимуществом, не попадая под взор соперника.