Понять, что это за субстанция, а так же сделать выводы о том, что происходит сейчас в индустрии сможет помочь краткая история киберспорта. Когда-то говорили, что игры никогда не сделают человека богатым. Но нынешние киберспортсмены могут смело поспорить с этим.
За последние два десятилетия киберспорт вырос из скромных ивентов в местных компьютерных клубах до огромных стадионов с большим призовым фондом.
Сегодня киберспорт – это миллиардная индустрия. Сюда наконец пришли большие спонсоры, такие как Red Bull, Audi, Mercedes Benz, T-Mobile. Все перечисленные бренды кинулись развивать и спонсировать киберспорт, чтобы прикоснуться к созданию мощного конкурента для спорта большого.
Однако киберспорт появился давно, еще до появления интернета.
История киберспорта
Завораживающееся путешествие киберспорта начинается в лаборатории искусственного интеллекта Стэнфорда в 1972 году. Тогда никто и представить не мог, что все это перерастет в огромную индустрию.
В октябре 1972 года Стэнфордская лаборатория собрала 10 000 человек, чтобы посмотреть первый LAN-турнир с призовым фондом $5000. Очень внушительные деньги на то время. Тем ивентом стал SpacewarChampionship.
Следующее знаковое киберспортивное событие произошло только в 1998 году. Бета-турнир по StarCraft: Brood War состоялся в 1998 году. Шестнадцать лучших игроков были приглашены для участия в онлайн-турнире. В отличие от сегодняшних турниров по StarCraft II, которые могут привлечь до десятков тысяч человек по всему миру на Twitch, бета-турнир StarCraft: Brood War 1998 года собрал свою основную аудиторию из местных болельщиков в Южной Корее, где и проходил турнир.
StarCraft как отдельная киберспортивная дисциплина стартовала в Южной Корее. В 2005 году Корейская ассоциация киберспорта (KeSPA) учредила Starcraft Proleague, а пять лет спустя, в 2010 году, Blizzard создали Global StarCraft II League (GSL). Призовой фонд новообразованной Лиги составлял 600 миллионов корейских вон (или почти $500 000 долларов). Победитель ивента получал 100 миллионов вон. Как вы можете догадаться, на то время Global StarCraft II League предлагал самые солидные условия для своих участников.
Сегодняшний киберспорт многим обязан своим скромным начинаниям. А формат GSL все еще используется сегодня многими организаторами турниров.
Какие дисциплины представлены в современном киберспорте?
В то время как стратегические игры в реальном времени (RTS), такие как StarCraft, сломали некоторые из ранних основ, сегодня киберспорт имеет присутствие почти в каждом жанре видеоигр в той или иной форме.
Шутеры от первого лица (FPS), такие как CS:GO и Call of Duty, имеют очень успешные Лиги, а турниры, такие как IEM и BLAST Premier, предлагают солидные призовые фонды. Кроме того, дисциплины смотрят огромное количество человек не только в онлайне, но и на стадионах.
Некоторые из самых популярных киберспортивных событий, а также самые большие призовые фонды, пришли из жанра MOBA. Такие события, как League of Legends World Championships, привлекли рекордное количество зрителей по всему миру. В то же время Dota 2 стала крупнейшей дисциплиной по одновременному призовому фонду в истории киберспорта, достигнув более $30 миллионов долларов на международном турнире 2019 года.
Файтинги, такие как Mortal Kombat, Super Smash Bros и Tekken все имеют свои собственные Лиги. Кроме того, в этих дисциплинах есть свои знаменитости.
Традиционные спортивные симуляторы такие как FIFA, Madden и NBA2K, также оставляют свой след в истории киберспорта. Спортивные симуляторы давно обзавелись собственными Лигами, и даже сотрудничеством с организаторами из большого спорта. За примером далеко ходить не придется. Всеми известный симулятор FIFA плотно сотрудничает с Английской Премьер-Лигой.
Даже новые игровые концепции находят себе конкурентную нишу. Жанр Королевская битва стал прародителем нескольких популярных дисциплин. Самый яркий пример – Fortnite. Несмотря на юность самой игры, индустрия уже испытала взрыв колоссальными турнирами, проводимыми Riot Games.
Правда, когда речь заходит о киберспорте, практически любой жанр видеоигр созрел для выбора, ведь здесь даже есть турниры по симулятору фермера.
За победу
Для игроков, которые соревнуются профессионально, поиск успеха в киберспорте требует столько же мужества и самоотверженности, как и для спортсменов, пытающиеся сделать это в традиционных видах спорта.
Это такой же вопрос возраста. Окно возможностей для начинающих профессиональных геймеров невелико. Большинство киберспортсменов достигают своего пика в конце подросткового возраста.
SumaiL стал самым молодым игроком, выигравшим наибольшее количество призовых. Это достижение он получил в шестнадцатилетнем возрасте. Bugha выиграл $3 000 000 на Fortnite World Cup в прошлом году. Эти деньги он получил в том же возрасте.
Профессиональные киберспортсмены рано начинают оттачивать свое мастерство. По словам Bugha, он играет по меньшей мере десять часов в день, каждый день недели. В то время как SumaiL впервые начал играть в Dota 2, когда ему было всего восемь лет.
Этот тип приверженности не является редкостью среди профессиональных киберспортсменов. В большом спорте дети с юного возраста начинают развивать в себе навыки. В конечном счете все это дает им возможность двигаться вперед за победами.
Игроки, которые хотят быть на ведущих позициях, часто придерживаются строгих диет и тренировочного процесса. Кроме того, для них не чужды проблемы со здоровьем. Также про-игроки проходят проверки на допинг. К слову, мы уже разбирали вопрос о допинге в киберспорте. Иными словами, в этом они ничем не отличаются от обычных спортсменов.
Связанные материалы: Существует ли допинг в киберспорте?
И точно так же, как у традиционных спортсменов, у киберспортивных игроков и команд есть сотрудники, такие как тренеры и менеджеры, которые поддерживают их на пути к победам.
Игроки в топовых командах часто ездят в другие страны, чтобы жить и тренироваться со своими товарищами по команде. И расписание очень строгое. Многие киберспортивные организации даже имеют современные возможности для обучения своих игроков. Крупнейшие организации даже строят собственные комплексы для сосредоточения всех своих команд в одном месте.
Киберспортивная аудитория
Правда в том, что киберспорт не был бы тем, чем он является сегодня без своих болельщиков. В 2019 году аудитория киберспорта выросла до 453 миллионов. Эта цифра вбирает в себя не только зрителей на трансляциях, но и живую аудиторию на ивентах. Например, более 100 миллионов зрителей по всему миру наблюдали за League of Legends World Championships в 2019 году.
Эта цифра может показаться умопомрачительной для многих. Недавние исследования показали, что геймерам интереснее наблюдать за киберспортом, нежели за другими видами. Согласно статистике, геймеры в возрасте 18-25 лет смотрят, как другие люди играют почти четыре часа в неделю. В то же время, они проводят 2 часа 14 минут за просмотром традиционного спорта. Геймеры в возрасте 26-35 по этому значению предпочтений не отдают. Что киберспорт, что традиционный спорт пользуются равной популярностью.
От экрана до стадиона
В течение длительного времени Twitch был доминирующим сервисом, используемым Лигами и организациями. Но недавно YouTube вошел в киберспортивную игру. Google подписали эксклюзивные права с Blizzard касательно показа Overwatch League. Но есть и другие платформы, транслирующие киберспортивные мероприятия. Все они пользуются спросом у различных групп болельщиков.
Производство на киберспортивных мероприятиях тоже становится все более изощренным. ESL сотрудничают с ведущими компаниями в сфере аналитики и вещания. В турнирах даже есть церемонии открытия и закрытия. А сами организаторы активно вовлекают аудиторию в процессе матчей.
Болельщики на стадионе имеют возможность встретиться со своими любимыми игроками. Но и у болельщиков дома тоже есть интерактивные возможности. Хосты частенько проверяют чаты, поощряя зрителей, например, кейсами.
Нет никаких сомнений, что киберспорт прошел долгий путь с момента своего скромного, основанного на локальной сети начала. История киберспорта многогранна, и мы рассмотрели лишь малую его частичку. Но сегодня это такая же большая индустрия, как и традиционные виды спорта, со страстными поклонниками по всему миру.